КОММЮНИКЕ ХХVI ежегодной Международной конференции Международного общественной Фонда единства православных народов (МОФЕПН) на тему: «Война и Церковь – уроки истории и современные вызовы. К 75-летию окончания Великой Отечественной войны»

XXVI ежегодная Международная конференция, организованная Международным общественным Фондом единства православных народов (МОФЕПН) 17-18 ноября 2020 года в России, в Ульяновске и Москве, в смешанном режиме он-лайн и очном присутствии ограниченного числа участников форума в связи с карантинными мерами по случаю пандемии коронавируса, состоялась при содействии Симбирской Митрополии Русской Православной Церкви и Администрации Ульяновской области , при участии российских и зарубежных партнеров Фонда, политических государственных, религиозных, общественных деятелей, ученых, публицистов из Армении, Белоруссии, Болгарии, Боснии и Герцеговины, Германии, Грузии, Латвии, Молдовы, Польши, России, Сербии, Словакии, Украины, Черногории, Чехии, в рамках которой в ходе содержательных дискуссий и компетентного обмена мнениями, в атмосфере объективного подхода обсудила  важную тему, посвященной 75-летию окончания  Великой Отечественной и Второй Мировой войн в рамках актуальной повестки современности. Конференция стала важным общественным событием для усвоения уроков Великой войны и ее последствий для  нынешнего мира, понимания значения роли Русской Православной Церкви в достижении Победы советского народа над германским фашизмом. 

На конференции с удовлетворением было воспринято ее участниками и организаторами, как признание важности их трудов,  поступившие письменные и устные приветствия от предстоятелей и священноначалия Болгарской, Сербской, Русской, Польской, Чехо-Словацкой Автокефальных Православных Церквей, главы Администрации Президента России, Губернатора Ульяновской области, возглавителя Симбирской православной Митрополии, лидеров и членов международных организаций. 

Конференция отметила важность места ее проведения – город Ульяновск, где в годы Великой Отечественной Войны в эвакуации находился Синод Русской Православной Церкви во главе с Блаженнейшим Местоблюстителем Патриаршего Престола Митрополитом Сергием (Старогородским), роль которого в мобилизации духовных сил воюющего народа Советского Союза против германского фашизма была чрезвычайно важна. 

Участники конференции сосредоточили свое внимание на обстоятельствах, способствовавших налаживанию продуктивного государственно-церковного диалога в СССР не только в непосредственно военный, но и в предвоенный периоды, и пришли к признанию того факта, что улучшение государственно-церковных отношений в предвоенный период позволило создать надежную основу для укрепления сотрудничества государства и Церкви в военный период, а это дало возможность привнести в патриотическую работу в тылу и на фронте необходимый ресурс духовной энергии, столь важный для достижения Победы советского народа над германским нацизмом. 

Указывалось, что директивное Постановление Политбюро ЦК ВКП (б) от 11 ноября 1939 года под наименованием «Вопросы религии», принятое высшим партийным руководством в контексте начавшейся Второй Мировой войны, стало политической основой положительных изменений в советской политике по отношению к Русской Православной Церкви. Постановлением предписывалось советским органам власти, главным образом, карательным институтам прекратить массовый террор к православным священнослужителям и верующим и начать конструктивное сотрудничество там, где это необходимо в условиях начавшегося большой войны на границах СССР. Именно в этом контексте, отмечалось на конференции, надо понимать новый характер церковно-государственных отношений, начавшийся с ноября 1939 года и обретший новую конструктивную динамику в годы пребывания Синода РПЦ в Ульяновске, а также в последующий период, вплоть до начала 50-х годов. 

Участники конференции позитивно отмечали, что большое количество раз обращался со словами ободрения, укрепления духа и благословения Блаженнейший Митрополит Сергий (Страгородский) из Ульяновска к своим чадам, борющихся с жестоким врагом на фронтах Великой Отечественной, или напряженно трудившихся во имя победы в тылу. Призывы Первосвятителя доходили до народа, порождали горячие благодарные отклики, воодушевляли людей, о чем имеется множество примеров. Участники форума подчеркнули, что Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, выступая 15 мая 2020 года с памятным словом, посвященным очередной годовщине кончины блаженнопочившего Патриарха Сергия (Страгородского), отметил его «совершенно особую историческую роль в сохранении нашей Церкви в тяжелейшие годы XX столетия», оценив его как «выдающегося деятеля Русской Православной Церкви», находившегося в необходимом «для дела спасения диалоге с государством». 

На конференции говорилось, что Русская Православная Церковь была воинствующей в годы Великой Отечественной войны как против внешнего врага — германского языческого антихристианского фашизма, так и внутреннего — боролась с предательскими действиями тех священнослужителей, которые, оказавшись на оккупированной фашистами территории СССР, начали сотрудничать с немцами, служить воле германского командования, прославляя Гитлера в цинично, с коварными целями открытых оккупантами православных храмах. Именно в Ульяновске священноначалие Московского Патриархата осенью 1941 года начало решительно выступать против церковных сепаратистов, предателей, коллаборационистов и раскольников, к глубокому сожалению, оказавшихся среди православного духовенства и клира на оккупированных территориях. Особой заботой Блаженнейшего Митрополита Сергия и Собора архиереев Московского Патриархата, подвизавшихся вместе с ним в патриотическом служении, было дело духовного спасения православных людей на Украине, где хозяйничали немецко-фашистские оккупанты, привлекшие для своих гнусных целей православных священнослужителей, предательски перешедших на сторону гитлеровцев в качестве духовенства неканонической раскольнической т.н. «автокефальной» украинской церкви. Первосвятитель Московского Патриархата Митрополит Сергий призывал своих верных чад на Украине в драматический период вражеской оккупации и в связи с трусливой изменой их лживых пастырей оставаться верными Матери-Церкви, сохранять живительную связь с Русской Православной Церковью — единственно канонической церковной юрисдикцией на Украине. Как актуально, подчеркивали участники конференции, звучат эти отрезвляющие слова для современной Украины, где в очередной раз страной правят чуждые интересам народа силы, корыстно угодничая перед Западом, и где вновь правит бал церковная измена. 

На конференции приводились факты, что столь же суровому осуждению за служение гитлеровской власти на временно оккупированных фашистами территориях Латвии, Литвы и Эстонии, а также ряда западных областей России и Белоруссии, за измену Матери-Церкви —Московскому Патриархату и учиненный церковный раскол Блаженнейший Патриарший Местоблюститель Митрополит Сергий с Собором епископов в Ульяновске 22 сентября 1942 года своим Определением №27 подверг строгому осуждению Экзарха Латвии и Эстонии, Митрополита Литовского Сергия Воскресенского и других архиереев-коллаборационистов из Прибалтики —архиепископа Елганского Иакова (Карпа), епископов Нарвского Павла (Дмитриевского) и Ковенского Даниила, наложив на них прещения и заклеймив их поведение как деяния фашистских прихвостней и малодушных церковных изменников, среди которых были и те, кто тоже вожделел получить при помощи оккупантов т.н. «автокефалию» в отрыве от Москвы для своих самочинных незаконных церковных образований. 

На конференции было заявлено, что Русская Православная Церковь в годы войны стала центром и координатором усилий других Автокефальных Православных Церквей мира, осуждавших фашизм и боровшихся с ним по мере своих возможностей. В этой связи, отмечали участники форума, заслуживает внимание «Обращение главы Московского Патриархата Митрополита Сергия к православному духовенству и верующим Румынской Православной Церкви», с которым он обратился 9 декабря 1942 года из Ульяновска. В этом документе священноначалие Русской Православной Церкви компетентно заявило, что солидарность с воюющим русским православным народом, со священноначалием Московского Патриархата проявляли «всеми почитаемые Восточные Патриархи Православной Церкви — Иерусалимский, Антиохийский и Александрийский… Честный голос Восточных Патриархов поддержали Югославский Патриарх Гавриил, греческие (элладские), болгарские и многие другие иерархи». Это подтверждает, было заявлено на конференции, что к этому времени Московский Патриархат не только осуществлял благотворные контакты с главами и представителями указанных Автокефальных Православных Церквей, но и от их имени нес основное бремя в борьбе православия с фашистским злом. 

К сожалению, отмечалось на конференции, не все Поместные Православные Церкви, их иерархи и первосвятители проявили по отношению к фашизму столь же принципиальное отношение, что и Русская Православная Церковь и ее Предстоятель. Отмечалась коллаборационистская позиция Константинопольского Патриархата и его тогдашнего главы Патриарха Вениамина, который не только терпимо относился к нацистскому режиму, не выступал против фашизма как такового, но и сотрудничал с нацистскими властями и на своей канонической территории, и в присвоенных в самочинном порядке территориальных юрисдикциях других Поместных Православных Церквей в Европе: в Польше, Прибалтике, на Балканах, в Греции и т.д. Константинопольский Патриарх Вениамин не препятствовал профашистским настроениям греческих монахов на Афоне. Портреты Гитлера были вывешены в монастырях Афона. 

Однако, отмечалось на конференции, голос Русской Православной Церкви был услышан патриотически-ориентированными религиозными лидерами и верующими в других странах и Церквах: Словакии, Румынии, Болгарии, Чехии, Сербии, Греции, что затем послужило духовной основой для проявления воли народов о выходе этих стран из фашистской коалиции. Таким образом, позиция христиан в этих странах помогла пробудить неистребимую тягу наций к высокой духовности, патриотизму, суверенности своих государств, защите традиционного духовного уклада жизни, культуры и идентичности – фундаментальных ценностей европейской цивилизации. 

При этом участники форума констатировали, что уроки Великой Отечественной и Второй Мировой войн ныне представляются чрезвычайно актуальными, потому что нацизм и агрессивный национализм, который вновь поднимает голову на Украине, в странах Прибалтики, в некоторых других странах Европы, противостоит подлинным национальным интересам народов, является врагом христианских ценностей и ведет дело к реваншизму – опаснейшему явлению в современном мире. Столь же опасен и военно-политический диктат тех сил, которые сегодня пытаются доминировать в международных отношениях, как это делает двухпартийный американский истеблишмент, несмотря на имеющиеся между собой противоречия, проявляя агрессивный консенсус, ставит интересы Америки превыше всяких международных норм и правил, грубо попирает и игнорирует национальные интересы других государств. 

Подчеркивалось, что Европа и весь мир переживают системный кризис, нарастают межгосударственные и межрелигиозные противоречия, деградирует культура, растет бездуховность, остро встает проблема бедности и справедливых отношений между странами и народами, вновь возникает угроза глобального военного конфликта в связи с отказом США в одностороннем порядке от ряда Договоров с Российской Федерацией по средствам ядерного сдерживания. 

В этой связи позитивно отмечалась политика российского руководства по защите традиционных духовных и культурных ценностей и смыслов, национальной идентичности народов, что было зафиксировано в обновленной российской Конституции в результате всенародного голосования в 2020 году. Также одобрительно оценивалась участниками форума борьба российского государственного руководства с фальсификацией истории Второй Мировой войны, его усилия по продвижению мирных инициатив в целях конструктивного международного сотрудничества. Высокой оценке была удостоена роль Русской Православной Церкви, которая осуществляет труды по консолидации общества на базе традиционных духовных и культурных ценностей. Было особо отмечено, что христианство способно дать новую позитивную духовную динамику для консолидации народов континента в сложных современных условиях. 

Выступающие отмечали важное значение 75-летия начала работы Международного Нюрнбергского трибунала, который произвел суд народов над германским фашизмом как таковым и над главарями немецких нацистских военных преступников, в частности. Подчеркивалась важная роль Русской Православной Церкви, представители которой участвовали в советской Комиссии по расследованию злодеяний германских фашистов на территории СССР в годы Великой Отечественной войны. Было заявлено, что значение Нюрнбергского трибунала актуально и сегодня, исходя из того, что основы существующего мирового порядка были заложены, в т.ч. и по результатам этого исторического судебного процесса. 

Участники конференции заявили, что религиозное мировоззрение занимает важнейшее место в формировании и развитии в обществе миротворческих инициатив, служит мощной духовной силой, способной успешно противостоять милитаристским намерениям деструктивных сил. В этой связи важно изучать и применять патриотический и миротворческий опыт Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны, которая сыграла большую роль в мобилизации советского народа на борьбу с фашизмом, коллаборационизмом и национал-сепаратизмом. 

Конференция заявила об опасности поощрения националистов, церковных раскольников и сепаратистов на Украине. Отмечалось, что всякий раз, когда ослабевали российско-украинские политические, социально-общественные, духовные и религиозно-православные связи, как это было в 1918-1919 и в 1941-1943 годах, когда внешние силы – германские оккупанты действовали совместно с украинскими националистами по созданию на Украине неканонических церковных образований, т.н. «автокефальных» раскольнических церквей, происходили обширные распри, конфликты и духовные кризисы в жизни народа. К сожалению, и в настоящий период при политической поддержке Вашингтона и Брюсселя, под авантюрным началом Константинопольского патриархата на Украине вновь учинена неканоническим путем т.н. «автокефальная» раскольническая церковь, которая создала острые противоречия как внутри украинского общества, так и в целом в мировом православии, чреватые тяжелыми гражданскими и международными конфликтами. В этой связи актуален для изучения и применения опыт Московской Патриархии, успешно преодолевшей созданные раскольниками церковные нестроения на Украине в годы Великой Отечественной войны. 

Конференция выразила благодарность руководству Администрации Президента РФ, Ульяновской области, главам и священноначалию Болгарской, Сербской, Русской, Польской, Чехо-Словацкой Автокефальный Православных Церквей, Симбирской православной Митрополии за поддержку трудов форума, руководству Международного общественного Фонда единства православных народов за высокую организацию работы ХХVI ежегодной конференции Фонда, на которой, несмотря на тяжелые условия карантинных мер в связи с пандемией коронавируса, тем не менее и в режиме очного присутствия, и в формате он-лайн была предоставлена хорошая  возможность для обстоятельного обсуждения актуальных вопросов, связанных с важной темой участия Русской Православной Церкви в борьбе с фашизмом в годы Великой Отечественной и Второй Мировой войн, деятельности религиозных организаций в миротворческом движении. Участники и гости форума выразили пожелания успехов МОФЕПН в дальнейшей деятельности, больших свершений Фонду в трудах по продвижению в жизнь современного сообщества высоких духовных и культурных ценностей христианства, по укреплению единства православных народов. 

 

Ульяновск- Москва, Россия 

17-18 ноября 2020 года