Москва. Россия. 8 ноября 2019 года Президент Международного общественного Фонда единства православных народов (МОФЕПН), советник Межпарламентской Ассамблеи Православия (МАП) профессор В.А.Алексеев сделал ЗАЯВЛЕНИЕ по поводу кризиса в Межпарламентской Ассамблее Православия.
ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО
Президенту Межпарламентской Ассамблеи Православия (МАП)
господину С.А.Гаврилову,
Генеральному секретарю МАП
господину Андреасу Михайлидису,
Членам Секретариата и участникам заседания
Секретариата МАП, собравшимся в Афинах (Греция) 13-15 ноября 2019 г.
Уважаемые руководители
Межпарламентской Ассамблеи Православия и
участники заседания Секретариата МАП!
В силу сложившихся обстоятельств я не имею возможности впервые за четверть века лет своей деятельности в Межпарламентской Ассамблеи Православия (МАП)принять личное участие в заседании Секретариата МАП. Я обращаюсь к Вам с этим письмом в критическое для судьбы МАП время. В мировом православии произошел трагический раскол, с этим фактом нельзя не считаться, особенно такой организации, как наша. Ее дальнейшая судьба меня не может не беспокоить, потому что много сил отдано ее становлению и развитию, много надежд на нее возлагалось.
Оправдались ли эти надежды? С огромным разочарованием вынужден признать, что в главном эти надежды не оправдались. Спустя более четверти века с момента своего создания, МАП не стала той политической международной организованной демократической силой, которая способна препятствовать образовавшемуся и углубляющемуся пагубному расколу в мировом православии.
Мне могут возразить, как может МАП препятствовать церковному расколу, т.к. она декларирует свое невмешательство во внутреннюю религиозную жизнь Церквей, занимаясь исключительно политической деятельностью. Однако общеизвестно, что раскол в мировом православии произошел именно по политическим причинам, когда Константинопольский патриарх Варфоломей в одностороннем порядке удовлетворил просьбу бывшего Президента Украины П.Порошенко признать «автокефальной» раскольническую религиозную организацию в этой стране, которую до этого считали раскольнической даже на самом Фанаре.
Таким образом, украинский церковный раскол, вызвавший большие общественно-политические потрясения, инициированный политическими силами этой страны и поддержанный политическими силами других стран, должен был стать предметом самого пристального рассмотрения в Межпарламентской Ассамблее Православия, однако этот вопрос под давлением руководства МАП был исключен из актуальной повестки Ассамблеи.
Это говорит о существенных изъянах в организационных принципах МАП и требует немедленного и всестороннего обсуждения всеми участниками Ассамблеи. Начать этот серьезный разговор следовало бы с заседания Секретариата МАП 13-15 ноября 2019 года, чтобы затем продолжить его на очередной или чрезвычайной конференции Ассамблеи, но в повестке дня он не значится, хотя актуальность его, что называется, перезрела. По крайней мере, я настаивал на обсуждении этой проблемы на всех наших заседаниях в МАП, начиная с 2016 года, но этот вопрос, как говорят дипломаты, постоянно «заметался под ковер».
В настоящее время прекращено литургическое общение с духовенством Константинопольской и Элладской Православных Церквей православных верующих, пребывающих в канонической юрисдикции Московского Патриархата в таких странах, как Белоруссия, Молдова, Украина, Литва, Казахстан, Узбекистан и других, составляющих миллионы граждан, чей голос должен быть услышан политиками, представляющих свой народ в национальных парламентах. И этот голос избирателей, обеспокоенных расколом в православии, должен быть услышан в МАП, в Афинах, где находится штаб-квартира Ассамблеи.
Неудача Критского Церковного Собора в 2016 году уже тогда должна была подвигнуть руководство МАП к обсуждению положения в Ассамблее, потому что кризис в мировом православии, обозначившийся в тот момент, не мог не коснуться и МАП, но серьезный разговор на политическом уровне в тот период поднят не был и это в известной мере привело к печальным последствиям в деятельности организации позднее.
К глубоким проблемам, имеющиеся сейчас в МАП, привело несколько причин, главным образом, касающихся организационных принципов Ассамблеи. С момента ее создания прошло 26 лет, в мире произошли многие необратимые перемены, которые коснулись политических систем стран, входящих своими парламентами в МАП. В международной практике зафиксирован дефицит демократии, повсеместно наблюдается ущемление прав и религиозных свобод граждан, нарушение, принципов свободы совести, а организационно-уставные принципы МАП остаются застывшими, отстающими от требований сегодняшней жизни. Провал XXVI конференции МАП в Тбилиси ¾ это только одно из проявлений кризиса в МАП, но это тревожный звонок и он должен быть услышан всеми членами Ассамблеи, чтобы серьезно изменить к лучшему деятельность всей организации.
С уважением,
Советник Межпарламентской Ассамблеи Православия (МАП), профессор В.А. Алексеев
Москва, Россия, 8 ноября 2019 года
Х Х Х
OPEN LETTER
To the President of the Interparliamentary Assembly on Orthodoxy (I.A.O.)
Mr. S.A.Gavrilov,
General Secretary of I.A.O.
Mr. Andreas Mihailidis,
the Members of the Secretariat and participants of the meeting of the
I.A.O. Secretariat meeting in Athens (Greece) on November 13-15, 2019
Dear heads
of the Interparliamentary Assembly on Orthodoxy and
participants of the meeting of the I.A.O. Secretariat!
Due to the circumstances, I am not able for the first time in a quarter of a century of my activity in the Interparliamentary Assembly on Orthodoxy (I.A.O.) to personally participate in a meeting of the I.A.O. Secretariat. I am writing to You with this letter at a critical time for the fate of the I.A.O. There has been a tragic split in world Orthodoxy, and this fact cannot be ignored, especially by an organization like ours. I cannot but worry about its future, because a lot of efforts have been devoted to its formation and development, a lot of hopes have been placed on it.
Were those hopes realized? With great disappointment I have to admit that in the main these hopes were not justified. More than a quarter of a century after its creation, the I.A.O. has not become the kind of political international organized democratic force that is able to prevent the formed and deepening pernicious schism in world Orthodoxy.
It may be objected to me how the I.A.O. can prevent the Church schism, since it declares its non-interference in the internal religious life of the Churches, engaging exclusively in political activities. However, it is well known that the split in world Orthodoxy occurred precisely for political reasons, when Patriarch Bartholomew of Constantinople unilaterally granted the request of the former President of Ukraine Petro Poroshenko to recognize as" autocephalous " a schismatic religious organization in this country, which had previously been considered schismatic even in the Fanar.
Thus, the Ukrainian Church schism, which caused great social and political upheavals, initiated by the political forces of this country and supported by the political forces of other countries, was to be the subject of the closest consideration in the Interparliamentary Assembly on Orthodoxy, but this issue was excluded from the actual agenda of the Assembly under the pressure of the I.A.O. leadership.
This shows significant flaws in the organizational principles of the I.A.O. and requires immediate and comprehensive discussion by all members of the Assembly. This serious conversation should have started with a meeting of the I.A.O. Secretariat on November 13-15, 2019, and then continued at the next or emergency conference of the Assembly, but it does not appear on the agenda, although its relevance is, as they say, overripe. At the very least, I insisted on discussing this issue at all our meetings in the I.A.O. since 2016, but this issue, as diplomats say, was constantly "swept under the carpet".
At present, the liturgical communion with the clergy of the Orthodox Churches of Constantinople and Orthodox Church of Greece believers residing in the canonical jurisdiction of the Moscow Patriarchate in countries such as Belarus, Moldova, Ukraine, Lithuania, Kazakhstan, Uzbekistan and others, which make up millions of citizens whose voice should be heard by politicians representing their people in national parliaments, has been stopped. And that voice of voters worried about a split in Orthodoxy should be heard in I.A.O., in Athens, where the Assembly is headquartered.
The failure of the Crete Church Council in 2016, even then, was to encourage the management of I.A.O. to discuss the situation in the Assembly, because the crisis in the Orthodox world, emerged in that time, could not touch and I.A.O., but a serious discussion at the political level in that period was not raised and this has led to tragic consequences in the organization later.
Several reasons, mainly related to the organizational principles of the Assembly, have led to the profound problems now in the I.A.O. Since its creation, 26 years have passed, many irreversible changes have occurred in the world, which affected the political systems of the countries that make up their parliaments in the I.A.O. In international practice, there is a shortage of democracy, everywhere there is a violation of the rights and religious freedoms of citizens, violation of the principles of freedom of conscience, and the organizational and statutory principles of the I.A.O. remain frozen, lagging behind the requirements of today's life. The failure of the XXVI I.A.O. conference in Tbilisi is only one manifestation of the crisis in the I.A.O., but it is a wake-up call and it must be heard by all members of the Assembly in order to make a serious difference in the activities of the entire organization.
With respect,
Advisor to the Interparliamentary Assembly on Orthodoxy (I.A.O.), professor V.A.Alekseev
Moscow, Russia, November 8, 2019
Бюро коммуникаций